Стандартная черта МС - умеет все. Фехтовать, управлять кораблем, говорить на десятке разных языков, танцевать, лечить, играть на самых разных инструментах, список продолжается в зависимости от фантазии автора. Резонный вопрос: зачем столько? Ведь, чтобы персонаж стал интересным, он вовсе не обязан быть корифеем в каждой мыслимой и немыслимой области. ИМХО, есть три основных варианта ответа (исследование проводилось как над собственными сочинениями в стиле МС, так и над чужими):
1. Все легко дается По жизни, чтобы научиться хорошо изъясняться на иностранном языке, играть на пианино/гитаре/флейте или чему-то еще, надо тратить время, силы, старания, и долго ждать результата, который может оказаться весьма скромным. В фанфике персонаж получает умение написанием одной фразы: "Он это умеет", после чего можно со спокойной душой описывать, как все восхищаются его талантами. Пусть бросит камень в этих авторов тот, кто никогда ничего не хотел получить "по щучьему велению". Конечно, литературной ценности это фанфику не прибавляет, но подростку, создающему сие, может помочь справиться с комплексом неполноценности - вещью, среди юных распространенной. Ведь подростка постоянно оценивают по самым разным критериям, и он к этому прислушивается. В школе ценится успеваемость по всем предметам, дома - аккуратность, хозяйственность, в компании - умение рисковать, творческие таланты, успех в спорте. Соответствовать хочется, да не получается. Но вот в фанфике я точно стану совершенством.
2. Подражательство "- Расскажите про ваш метод написания реферата. - Нуу, Copy - Paste." (с) анекдот. Вот начинает юный автор писать фанфик про пиратов. Вот появляется его персонаж, и решается, каким этому персонажу быть. Нередко он оказывается смесью пары-тройки любимых героев из других книг/фильмов. Нравятся автору, к примеру, Питер Блад - врач, фехтовальщик, эрудит, Джек Воробей - гениальный капитан (в смысле, доплывем до нужного места на любом корыте), весельчак, безмерно удачлив (выкрутимся из любой неприятности) и капитан Шарки - жесток, настоящий морской разбойник, но тем и интересен. И создавая свое альтер-эго, писатель (скорее всего, незаметно для себя) просто вкладывает в персонажа умения всех любимцев. Смесь получается гремучая. А возникает сие от неумения продумывать персонажа, задаваться вопросом, чему он учился раньше и зачем. Тем более что МС обычно практически ровесник автора, то есть времени на обучение у него не так много.
3. Страх. "Что позволяет с первого взгляда определить истинного марти(мери) сью? Вызывающее поведение." (с) АйзикБромберг Да, МС очень часто провоцирует агрессию. В то же время автор не хочет, чтобы его персонаж проигрывал. Соответственно, надо наделить его всеми умениями, чтобы МС имел шанс победить. Тем более что, приходя в выдуманный мир, подросток приносит с собой свои пожизненные страхи. У девушки это может быть заботливо внушенный мамочкой страх перед мужчинами, у парня - боязнь оказаться слабаком. Возможны другие варианты. Но главное: выпуская своего героя в мир, мы боимся за него. Как это, он (я!) может попасться в ловушку, проиграть поединок, не суметь уйти от погони?! Тем более что МС обычно действует один, друзья/помощники у него больше для красоты да для компании. То есть он один должен уметь справиться с самым мощным противником, который только возможен. Потому что проигрывать не хочется.
С этим же связано наделение МС не жизненно важными талантами вроде знания языков, музицирования и танцев. С точки зрения взрослых, человек, который чего-то не умеет - это нормально. Бывает. С точки зрения подростка, проявляя свою неумелость, ты смешон. А высмеивания юные боятся больше, чем любых страданий. Поэтому невероятна ситуация, что МС неуклюже танцует, не понимает иностранных слов или плохо выглядит. Поэтому автор скорее отправит его в тюрьму/под плети/на больничную койку, чем позволит уронить на себя кусок торта или поскользнуться на банановой кожуре.
|