<
PIRATES OF THE CARIBBEAN: русские файлы
Приветствую Вас Пассажир | RSS Главная | Статьи | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
О фильмах и персонажах [4]
О кино и литературе [3]
Статьи о Мери-Сью [9]
О фанфикшене [1]
Статьи по матчасти [1]

Наш опрос
Какой ваш любимый пейринг с Элизабет?
Всего ответов: 239

Главная » Статьи » Статьи по матчасти

Поговорим о кораблях

К счастью, в Интернете много информации по строению кораблей, потому только ленивый фанфикописец не сможет при большом желании найти, чем отличается фрегат от брига, или что такое крюйс-марсель.

Сложнее, как мне кажется, с информацией о том, что собственно может корабль в бою. Ее уже надо собирать везде по кусочкам. И вот об этом-то я и хотела написать маленькую статейку, кратенько и без морских терминов изложив книжную премудрость, почерпнутую в основном у Б. Танстолла («Морская война в век паруса») и Э. и Т. Дюпюи («Всемирная история войн»).

Примечание: вот на эту тему сценаристы ПКМ точно не заморачивались. Так что, возможно, и фанфикописцам не стоит. А может, и стоит.

1. Ветер и движение.

Движение парусника против ветра возможно, но на маленький угол: где-то 20-25 градусов от перпендикуляра к ветру.
Таким образом, 3/8 горизонта представляют недоступное направление движения.
В зависимости от того, с какой стороны ветер, паруса ставятся по-разному. Приблизительно чем попутнее ветер, тем перпендикулярнее килю реи.
Прямые паруса лучше себя ведут на попутном ветре, давая большую скорость. А косые как раз дают возможность идти против ветра.
Для достижения максимальной скорости количество парусов резко возрастает за счет лиселей и стакселей (первые вешают по бокам от обычных, вторые натягивают между мачтами). Обычно эту кучу не выставляют, чтобы не рисковать сломанными мачтами при порывах ветра и прочими радостями морской жизни.
Для того чтобы сделать поворот, нужен не один руль, а управление парусами. Повернуть от одного раскрута штурвала парусник не может.

Заметка по ПКМ: соответственно маневр, где ЧЖ и ЛГ идут контркурсами, а потом разворачиваются на 90 градусов и идут на флагман ОИТК, также движущийся им навстречу, теоретически невозможен; также теоретически Уилл и Джек не могли вдвоем дойти до Тортуги.

2. Преимущества наветренного положения:

2.1. Инициатива начала сражения и выбора дистанции, а также возможность пойти на абордаж.
2.2. Ветер сносит дым и обломки в сторону противника.
2.3. Если речь идет о флоте то добавляется преимущество маневра – ну, например, что-нибудь прорезать, окружить, пустить брандеры и т.п.

3. Преимущества подветренного положения:

3.1. Нижние пушки не захлестываются волнами благодаря крену, поднимающему их вверх, а не опускающему вниз, как у наветренного судна (кстати, при сильном ветре наветренный корабль вынужден закрыть нижние порты и стрелять из того, что осталось открытым сверху).
3.2. Возможность легко выйти из боя.

4. Использование пушек.

Угол поворота орудий мал, поэтому бортовой залп корабль может дать только по цели, которая стоит у него… (автор задумался, как заменить термин «на траверзе») в общем, почти перпендикулярно сбоку.
Далее корабль качается на волнах, цель тоже качается, а кучность ствола числится отнюдь не в миллиметрах и даже не в сантиметрах. Из всего этого следует, что значительная часть ядер просто летит мимо цели. Даже если цель – борт вражеского корабля, находящийся в 200 метрах.

Заметка по ПКМ: так что сбить мачту выстрелом, на то специально нацеленным, на самом деле очень-очень затруднительно, даже если дистанция измеряется десятком метров.

Дистанции:

4.1. Дальняя – километр и больше
4.2. Наиболее распространенная – 500 м.
4.3 Ближняя – менее 250 м, причем вплоть до пушечного боя почти в упор, что тоже случалось.

Скорость перезарядки орудий в 17-18 веках бурно росла, пройдя от 15 минут до 2. Что с пушкой делать столько времени? Чистить и охлаждать, чтобы туда можно было толкать следующий заряд.

5. Цели стрельбы:

5.1. Корпус корабля (пробить по ватерлинии, либо снести пушки или убить людей).
5.2. Мачты, паруса и все, что их крепит, а также руль (лишить корабль маневренности и хода).
5.3. Палуба (убить людей, снести пушки). Для стрельбы по палубе, кроме ядер, хороши еще картечь и брандскугели.
Мастер классом считалось так подгадать время и движение, чтобы стрелять на подъеме ближнего борта вражеского корабля по корпусу, а на снижении – по палубе.

6. Потери и повреждения.

Прежде всего, нужно отметить, что деревянные парусники очень живучи, и пустить их на дно или сжечь было до середины 19 века непросто. К примеру, в Трафальгарском сражении, где корабли 4 часа вели стрельбу, почти касаясь бортами, был уничтожен всего 1 корабль.
Причина такой живучести в толстых (около метра на больших кораблях) стенках, которые не с первого раза пробивают ядра. И в широких возможностях для починки пробоин и тушения пожаров прямо во время боя.
Этим, кстати, объясняется качественное превосходство линкора над шлюпом (не считая количественного превосходства в пушках): толще обшивка и тяжелее калибр пушек. Так что малютке против гиганта почти нечем огрызнуться – не пробить корпус.

И что бы ни писал уважаемый автором статьи Рафаэль Сабатини в «Капитане Бладе», самое уязвимое место корабля как раз корма, а не борт. Ну не были парусные красавцы рассчитаны на то, чтобы показывать врагу спину. Потому с кормы и стенки тоньше, и имеются окошки, и более уязвим руль. Да, корма меньше, и по ней сложнее попасть, но часть ядер все равно попадет и повреждения будут куда больше, чем если весь залп прилетит точно в борт.

Наибольшая уязвимость парусника:

6.1. Потеря мачт и дырки в парусах, повреждение руля – потеря маневренности (но, как уже сказано, по мачте или рулю из пушки надо еще попасть)
6.2. Попадание ядра в пушечный порт – вот тогда ядро наносит большие повреждения, разрушая внутренние переборки, разбивая пушки, поднимая кучу щепок и убивая матросов.
6.3. Потери среди команды – ведут к тому, что больше некому стрелять по врагу, тушить пожары и чинить дырки, и корабль вынужден сдаться.
6.4. Перегрев пушек.
6.5 Возможность пожара. Гораздо реже взрыв пороха – крюйт-камеры глубоко под водой и до них еще надо добраться.

А вообще, корабль в бою или после боя – довольно кровавая картина. Не менее, чем сухопутное поле боя, даже если дело обошлось только пушечной дуэлью.

Заметка по ПКМ: что вы думаете о бое ЛГ и ЧЖ с флагманом ОИТК?

7. Ну и немного о линейной тактике, хотя это уже имеет мало отношения к пособию по написанию фанфика по пиратам. Но вдруг кому-то пригодится.

Появилась она в середине 17 века как вполне прогрессивная альтернатива бою в большой свалке. Смысл – построить корабли в линию, чтобы максимально использовать мощь бортового залпа и обеспечить поддержку каждого корабля его соседями. К середине 18 века не обошлось без некоторого тактического застоя и засилья консерватизма. Однако, все было не так страшно, как любят писать российские авторы, порой утверждающие, что флотоводцы 18 века аж до самого появления Нельсона и Ушакова поголовно страдали маразматической косностью.
Стрельба двумя линиями на параллельных курсах разнообразилась маневрами:
7.1. Отыгрывания ветра до начала сражения.
7.2. Прорезания вражеского строя с целью его разделения и уничтожения по частям.
7.3. Окружения авангарда или арьергарда опять же с целью создания у врага хаоса и сосредоточения превосходящих сил на одном участке.
Основная проблема для командования: флот растянут на большое расстояние, дым, грохот – в общем, передавать приказы очень сложно. Потому флот всегда разделен на эскадры с отдельными командирами, в каждой эскадре назначено по несколько ответственных капитанов, за действиями которых следят и повторяют их соседи. Перед боем проводится подробнейшее объяснение всем капитанам, чего хочет адмирал, расписываются инструкции, построения, сигналы. Сигналы с флагмана в бою повторяют все, кто их видит, в том числе находящиеся за строем вспомогательные корабли.

Сигналы, кстати, отдавались тремя способами: днем – флагами, которые вывешивались на мачтах (а не стоит мужик и размахивает, что мы увидели в ПКМ; это было уже позднее, когда пароход изобрели, а радию еще нет); ночью или в туман – огнями и стрельбой.

8. Еще один интересный вопрос: может ли корабль сражаться в два борта и кто здесь в выигрыше?

Ответ: может, если у него достаточно команды для обслуживания орудий обоих бортов (а полного комплекта команды достаточно для этого) и если у команды достаточно стойкости, потому что когда железяки летят с двух сторон сразу, это намного страшнее. При этом два вражеских корабля имеют преимущество, потому что их два против одного. И они абсолютно не рискуют расстрелять друг друга, если будут стрелять не по мачтам, а по корпусу. Опять же, привет Сабатини, запудривающему голову читателям.
Вот такой вот теоретический минимум по морским сражениям. Заметите ляпы – делитесь со мной, буду рада.
Категория: Статьи по матчасти | Добавил: viola (23.01.2008) | Автор: Хелена
Просмотров: 1004 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2024 Сайт управляется системой uCoz